Как выжить после GDPR: что делать и кто виноват | Umbrella IT

Как выжить после GDPR: что делать и кто виноват

После 4 лет ожесточенных дебатов европейский парламент принял регламент по защите персональных данных — GDPR. Документ экстерриториален. Это значит, что где бы физически ни находилась ваша компания, если вы сотрудничаете с резидентами ЕС — вам придется уважать европейский закон.

Мы запускаем серию статей, посвященных GDPR. В первой части мы пробежимся по основным положениям регламента, выясним, кто такие контроллеры и процессоры, и чем грозит нарушение правил. А во второй предложим самый прикладной чек-лист на соответствие GDPR.

 

Что происходит

GDPR начал действовать 25 мая 2018-го. Дедлайн был известен еще в 2016 году, но до сих пор не все компании могут с уверенностью заявить, что полностью соответствуют принятым стандартам. Отчет TrustArc показывает, что даже спустя месяцы после вступления договора в силу ситуация мало изменилась:

1ru

 

Особенности GDPR

В основе GDPR лежат 7 ключевых принципов.

  • Правомерность, справедливость и прозрачность — персональные данные должны обрабатываться справедливым и законным образом в отношении пользователя.
  • Целевое ограничение — персональные данные должны собираться для конкретных, ясных и законных целей.
  • Минимизация данных персональные данные должны быть ограничены данными, необходимыми для достижения поставленных законных целей.
  • Точность — персональные данные должны быть точными и актуальными.
  • Ограничение хранения персональные данные должны храниться в форме, требуемой для идентификации пользователя в течение срока, необходимого для достижения поставленных законных целей.
  • Целостность и конфиденциальность персональные данные должны быть обработаны способом, обеспечивающим полную безопасность данных.
  • Подотчетность — компания несет ответственность перед пользователями и надзорными органами и должна быть способна доказать соблюдение положений регламента.

 

Кто в зоне действия нового регламента

Прежде всего, нужно разобраться, кого касается GDPR. Регламент распространяется на компании, которые обрабатывают персональные данные граждан и резидентов ЕС, независимо от того, производится ли обработка данных на территории ЕС или за его пределами.  

Это значит, что для закона нет никакой разницы между банком в Нью-Йорке, открывшим французскому бизнесмену счет, и танзанийским бушменом, продающим через интернет европейским туристам бусы из зубов бегемота.  

Оба примера объединяет обработка персональных данных. Напомним, персональные данные — это любая информация, позволяющая идентифицировать человека, от e-mail до семейного положения.

Регламент вводит новые термины. Теперь компания может быть процессором или контроллером данных.

  • Контроллеры — компании, которые собирают данные пользователей (по регламенту — субъектов данных) и определяют цели и способы обработки.
  • Процессоры — сторонние компании, которые обрабатывают данные от имени контроллеров.

Контроллеры несут большую часть ответственности и обязаны заключать с процессорами соглашения о соблюдении правил GDPR.

Рассмотрим на примере. «Пластилиновая ворона», интернет-магазин по продаже пластилина, рассылает свою продукцию по всему миру. Магазин собирает адреса покупателей (для доставки заказов) и e-mail (для рекламных рассылок). «Пластилиновая ворона» — контроллер данных, потому что он сам определяет, какую личную информацию и для каких целей нужно собирать, и обеспечивает безопасность данных любителей лепки.  

Представьте, что та же самая «Ворона» решила выяснить, почему зеленый пластилин разлетается как горячие пирожки, а белый никто не покупает. В поисках ответа магазин подключил сервис Google Analytics. Теперь сервис тоже собирает данные покупателей «Вороны», что делает его процессором данных.

2ru

Подведем итог. Под действие регламента попадают:

  • компании, которые предоставляют свои товары и услуги гражданам и резидентам ЕС

Cайт вашей гостиницы переведен на один из европейских языков? Значит вы ориентируетесь на клиентов из ЕС и попадаете под действие регламента.

  • компании, которые мониторят онлайн-активность граждан и резидентов ЕС

Вы используете cookies, чтобы сохранять содержимое корзины покупателей из ЕС в онлайн-магазине? Не сомневайтесь, вы точно попадаете под действие регламента.

 

Cколько стоит несоблюдение GDPR

Несоблюдение GDPR может обойтись дорого. Размер штрафа за невыполнение положений регламента определяют различные факторы, учитывающие характер, тяжесть и продолжительность нарушения, предыдущие правонарушения компании, количество людей, затронутых нарушением, и многое другое.

Максимальный размер штрафа составляет 10 млн. евро (или 2% от годового оборота) на нижнем уровне и 20 млн. евро (или 4% от годового оборота) на верхнем.

3ru

При этом по закону выбор между фиксированным штрафом и процентом от оборота компании определяется по принципу «смотря что больше».

Допустим, стартап «Пиноккио» занимается производством деревянных дронов и продает их через интернет в ЕС. Годовой оборот стартапа — 32 млн. евро в год. Из-за хакерской атаки в сеть попали e-mail и информация о платежах клиентов. Менеджмент стартапа не только не попытался исправить ситуацию, но и приложил все усилия, чтобы замять дело. По GDPR такая спорная стратегия стоит 10 млн. евро или 2% от прошлогоднего годового оборота. Для стартапа 2% равны 640 тысяч евро. Однако по принципу «платишь сумму, которая больше» «Пиноккио» будет обязан выплатить именно 10 млн. евро.

Другой пример. Российский банк «Красный коллектор» активно выдает кредиты европейским гражданам. Оборот банка за прошлый год оказался скромным — всего 952 млн. евро. В течение нескольких лет банк перепродавал данные своих клиентов — естественно, без их ведома — за границу. По GDPR за такое нарушение предусмотрен максимальный штраф — 20 млн. евро или 4% от годового оборота. Для банка 4% от 952 млн. евро — это более чем 38 млн. евро. Именно в такую сумму обойдется «Красному коллектору» пренебрежение регламентом.

Эти примеры не так далеки от истины, как кажутся. Перспектива максимального штрафа — именно то, что сейчас грозит компании Ticketmaster, крупному сервису продажи билетов, по вине которого в сеть утекли данные 40 тысяч пользователей.

Но не стоить паниковать: головы с плеч рубят не сразу. Еврокомиссия даже создала анимированную инфографику, объясняющую, как надзорные органы мониторят соблюдение регламента и обходятся с нарушителями. Если проступок незначителен, надзорный орган выносит предупреждение и предоставляет время для устранения несоответствий. Нельзя забывать, что принципиальная цель GDPR — защита прав пользователей, а не затруднение предпринимательской деятельности.

Возникает резонный вопрос: как не допустить это «незначительное нарушение» и проверить свой уровень соответствия регламенту прямо сейчас? Читайте практические рекомендации в нашей следующей статье.


Ещё

  • Как выжить после GDPR: самый прикладной чек-лист на соответствие регламенту
    Как выжить после GDPR: самый прикладной чек-лист на соответствие регламенту
    В нашей предыдущей статье, посвященной GDPR, мы сделали лирическое отступление о том, кого затронет новый регламент и во сколько обойдется его нарушение. Мы обещали рассказать, как продолжить гнуть свою линию и не попасть под санкции. И мы всегда держим слово. Наши специалисты подготовили самый прикладной чек-лист на соответствие GDPR. Для удобства он разбит на 5 …
  • CEO компании Umbrella на Agile Days 2018: рецепт эффективного и контролируемого роста команд разработчиков
    CEO компании Umbrella на Agile Days 2018: рецепт эффективного и контролируемого роста команд разработчиков
      22-23 марта в московском Центре Международной Торговли прошла 12-я глобальная конференция по гибкому управлению процессами Ag;)le Days 2018. Одним из спикеров конференции стал основатель и CEO компании Umbrella Станислав Мешков. Мы попросили Стаса рассказать немного о том, как это было. Интервьюер: Привет, Стас! На конференции Ag;)le Days 2018 ты выступал с докладом: “Разработка: увеличь компанию, …
  • IT Лидеры и правители из прошлого: удивительные параллели успеха, которые вы могли не заметить. Часть 2
    IT Лидеры и правители из прошлого: удивительные параллели успеха, которые вы могли не заметить. Часть 2
      В стремлении стать одним из сильнейших лидеров в IT-индустрии, немаловажно обладать рядом определённых качеств, развивая которые вы сможете построить собственную империю. В предыдущей статье вы узнали несколько историй успеха величайших деятелей IT-индустрии, у которых есть, чему поучиться. Сегодня мы расскажем вам о том, что помогает Александру Македонскому нашего времени осваивать новые ниши рынка, и как …

How to Survive the GDPR: What to Do and Who is to Blame | Umbrella IT

How to Survive the GDPR: What to Do and Who is to Blame

4 years of combative debates have resulted in the adoption of the General Data Protection Regulation – the GDPR. The document is extraterritorial. This means that wherever you are based if you work with EU residents – you have to respect the European law.  

We launch a series of articles devoted to GDPR. In the first part, we will do a quick skim through the main principles of the regulation, find out who controllers and processors are and why should you care about compliance. In the second part, we will present our extremely practical GDPR compliance checklist.

 

What’s Happening

The GDPR became enforceable on 25 May 2018. The date of enactment was defined as early as in 2016, yet many companies admit that they don’t fully comply with the GDPR requirements. The TrustArc’s report says that little has changed in the first months the document has come into force:

1en

 

Particularities of GDPR

The GDPR sets out 7 key principles:

  • Lawfulness, fairness, and transparency – personal data should be processed in a fair and legal manner in relation to a user.
  • Purpose limitation – personal data should be collected for specific, clear and legal purposes.
  • Data minimization  personal data should be limited by the volume that is necessary to achieve the determined legal objectives.
  • Accuracy – personal data should be kept accurate and up-to-date.
  • Storage limitation – personal data should be kept in a form that is needed to identify a user during for no longer than it’s necessary to achieve the determined legal objectives.
  • Integrity and confidentiality personal data should be processed in a way that ensures absolute data security.  
  • Accountability – a company has a liability to users and supervisory authorities for the data collection and processing. The company should be able to demonstrate its compliance.

 

Who Does the Regulation Apply to

First of all, we need to clear up who is covered by the GDPR. The regulation is applicable to all the companies that process personal data of EU citizens and residents no matter whether the processing of data is performed in EU territories or not.

This means that there is no legal difference between a bank in NY that opens an account for a French businessman and a Tanzanian Bushman who sells hippo teeth necklaces to European tourists on the internet.

The processing of personal data is one thing that these two examples have in common. It will be recalled that personal data is any information – from email to relationship status – that can directly or indirectly identify an individual.

The regulation introduces new terms. The GDPR applies to data controllers and data processors.

  • Controllers are the companies that collect data of the users (who are referred to in the regulation as “data subjects”) and define the purposes and methods of processing.
  • Processors are the third-party companies that process the data on behalf of a controller.

Controllers are largely responsible for the processing and bound to contract the processors on mutual GDPR compliance.

Let’s take an example. “Clay Crow” is an online clay retailer that sells its products all around the world. The retailer collects its customer addresses (for delivery) and email (for email marketing). “Clay Crow” is a data controller because it is the one that defines what personal data is processed, for what purposes and how the data security is ensured.  

Now imagine that this exact “Crow” decides to find out why green clay sells like hotcakes, while the white one remains unsold for months. Seeking answers, the retailer installs Google Analytics on its website. Now the service also processes the customer data of Crow’s customers making it a data processor.

2en

Summing up the regulation applies to:

  • companies that provide goods and services to EU citizens and residents

Is your hotel’s website translated into a European language? Then you target the European audience and should comply with the GDPR.  

  • companies that monitor the online behavior of  EU citizens and residents

Do you use cookies to save the content of the EU customers’ carts in your online shop? Don’t even doubt, you should definitely comply with the GDPR.  

 

How Much Does the Non-compliance Cost

Non-compliance with GDPR is very expensive. The fine for failure to comply with the requirements of the regulation is defined by various factors including the nature, severity, and duration of an infringement, previous breaches, number of people affected and many other things.

The maximum fine is up to €10 million or 2% of the annual global turnover on the lower level and €20 million or 4% of the annual global turnover on the upper level.  

3en

And the point is that, according to the law, the choice between a fixed fine and a percent is made on the principle of “whichever is higher”.

Let’s assume that the “Pinocchio” startup is engaged in the wooden drone production. Anyone who feels like it (including Europeans) may buy one of these drones on the internet. The startup’s annual turnover is €32 million. Hacker attack caused the customers’ payments data to leak on the internet. The startup’s management not tried to take any measures nor did as best as it could to cover up. According to GDPR such disputed strategy costs €10 million or 2% of the annual global turnover of the previous year. Startup’s 2% equals €640 thousand. However, on the on the principle of “whichever is higher” “Pinocchio” is bound to pay €10 million.

Another example. Russian bank “Red Collector” provide loans to European citizens. Last year’s turnover was meager – only €952 million. Within the last few years bank has been selling the personal data of its clients abroad (of course without the consent of the clients). Law provides the maximum fine for such offense that is €20 million or 4% of the annual global turnover. The bank’s 4% of €952 million is more than €38 million. That’s how much the regulation negligence will cost to “Red Collector”.   

These examples are not that far from the truth. The prospect of maximum fine is exactly that impends to ticket-selling platform Ticketmaster. The company is responsible for the data breach that affected 40 thousand users.

Before you start panicking consider this: the worst-case scenario is not the first option. The European Commission has even made an animated infographic explaining how supervisory authorities monitor the compliance with the regulation and punish the lawbreakers. If an infraction is minor, data protection authority issues a warning and gives time to reconcile the inconsistencies. We should keep in mind GDPR was designed not to hinder the normal business processes but to protect the user rights.

The reasonable question arises: how to avoid this “minor infraction” and check the level of compliance with the regulation right now? Read the highly practical recommendations in our next article.


More

  • How to Survive the GDPR: Extremely Practical Compliance Checklist
    How to Survive the GDPR: Extremely Practical Compliance Checklist
    In our previous article devoted to the GDPR we took a step back and talked about the regulation in general: we discussed who is affected by it and how much an infringement costs. We promised to tell you how to keep doing your business without getting slapped with sanctions. We always fulfill our promises. Follow the …
  • Umbrella IT CEO at Agile Days 2018: Recipe for Effective and Controlled Growth of Development Teams
    Umbrella IT CEO at Agile Days 2018: Recipe for Effective and Controlled Growth of Development Teams
      March 22-23 the 12th global conference Ag;)le Days 2018 was held at International Trade Centre, Moscow. One of the speakers was the founder and CEO of Umbrella IT Stas Meshkov. We asked Stas to tell us about how it was. Interviewer: Hello, Stas! At the conference ag;)le days you’ve made a report on “Development: expand the …
  • IT-Leaders and Rulers from the Past: Parallels of Success You Could Have Missed. Pt.2
    IT-Leaders and Rulers from the Past: Parallels of Success You Could Have Missed. Pt.2
      The ambition to grow into one of the most prominent IT leaders requires a number of definite traits that will bring you to your own empire. The previous article of the series throws light on success stories of the greatest IT figures. Stories that have much to learn from. Today we will tell you about …